Павел Сутулин (gezesh) wrote,
Павел Сутулин
gezesh

Category:

О мотивации в коммунистическом обществе

По мотивам дискуссии, возникшей в комментариях к коммунистическому FAQ’у. Вообще, очень радостно, что есть товарищи, которые простым и доступным языком объясняют людям, что такое коммунизм. Еще радостнее, что это вызывает столь оживленный интерес. Будем надеяться, что это не просто так.:)

 

Однако в ходе означенной дискуссии возник весьма интересный, как оказалось,  вопрос: каковы мотивационные механизмы в коммунистическом обществе? На вопрос этот, к моему, удивлению, коммунисты пытаются дать совершенно неверный, как мне кажется, ответ: что-то про великую идею построения идеального общества как двигатель всех социальных процессов.  На мой взгляд, это не совсем так (то есть и подобная идея, безусловно, должна быть, однако в конечном итоге людьми будет двигать не она). Мне как-то вообще до сегодняшнего дня ответ на вопрос о мотивации в коммунизме казался самоочевидным, и я никогда и не пытался ее описать. Но теперь вот попробую.

 

 

Итак, цели, которых пытается достичь человек в ходе трудовой деятельности, можно разделить на две основные группы: обеспечение себя всем необходимым для нормальной жизнедеятельности (пища, кров, социальные гарантии, какие-то удовольствия и проч.; если вы представляете себе иерархию потребностей Маслоу, то в  ней это первые две группы) и социализация. При коммунизме человек избавлен от необходимости трудиться над достижением первой цели: все материальные блага человеку предоставляет система. Но ведь вторую-то цель никто не отменял. Стремление к социализации для человека очень и очень важно. Особенно важным оно становится тогда, когда человеку нет необходимости каждый день зарабатывать себе на хлеб. Для человека очень важны его статус в обществе, общественное признание, уважение. А достичь всего этого человек может исключительно через труд. И именно этими стремлениями будет руководствоваться человек в коммунистическом обществе в процессе труда

 

Более того, несмотря на то, что та же самая мотивационная система действует и в современном капиталистическом обществе, адекватно работать она будет только при коммунизме. По одной простой причине: коммунизм исключает из этой системы такой «всеобщий измеритель», как деньги. Сегодня человек точно так же стремится к социализации. Однако достигает желаемого совершенно иными средствами, поскольку статус человека в обществе определяется количеством денег. Не заслуг перед обществом, не пользой для общества, а именно количеством денег. Человек сегодня совершенно спокойной может сидеть в офисе, играть в «косынку», получать, допустим, 10 000 североамериканских рублей и быть абсолютно довольным жизнью в том числе и с точки зрения самореализации. Он получает свои деньги, он имеет статус в обществе. При коммунизме такое невозможно. Там статус зависит именно от принесенной обществу пользы.

 

Казалось бы, небольшая деталь – даже не изменение мотивационных процессов как таковых, а всего лишь ликвидация одного звена из оных, а как сильно поменяется социум. Сегодня мы имеем общество потребления, каждый член которого нацелен исключительно на получение материальных благ. Причем 90%  этих благ необходимы человеку для удовлетворения не физиологических потребностей, а именно потребностей  самореализации. Человеку в принципе не нужна машина лучше какого-нибудь Фордфокуса. Этот автомобиль вполне в состоянии довести человека до места назначения с нужным объемом комфорта и безопасности. Однако по улицам у нас по-прежнему ездит множеством не фордфокусов, а практически каждый фордфокусовладелец стремиться приобрести более дорогой автомобиль. Не потому, что фордфокус плохой. А потому, что этот более дорогой автомобиль является по совместительству еще и более статусным. И покупая его, человек удовлетворяет не свои потребности в комфорте и безопасности, а потребности в самоутверждении. Человек демонстрирует, что он успешен и востребован в обществе.  То же самое происходит применительно к любым другим материальным благам. Подавляющее большинство владельцев, к примеру, тех же айфонов используют их от силы на 10% его возможностей. И тем не менее наличие этого самого айфона или любого другого дорого телефона являются атрибутом успешности и статусноти. Ну и так далее. И что показательно: если рассматривать однотипные вещи, то чем дороже вещь, тем меньшую часть ее цены составляет себестоимость. Остальное – плата за «бренд», за статус. Именно так делаются деньги из воздуха.

 

При коммунизме такое, разумеется, невозможно. Потому что в нем материальные ценности не могут выступать мерилом статуса. Там эти самые ценности человек получает бесплатно. При коммунизме общество будет уважать дворника Васю который перевыполнил за месяц план по подметанию дворов на 20%, будет уважать конструктора Петю, разработавшего новый авиадвигатель, и инженера по технике безопасности Вову, потому что на его заводе за год – ни одной серьезной производственной травмы. А менеджера Ваню, который играет в косынку, общество уважать не будет, потому что он тунеядец. И даже если Ваня пойдет и получит красный Феррари, это только усугубит положение, потому что Ваня не только плохо работает, но еще и без толку тратит общественные ресурсы, на которые можно было бы уже сейчас прикрутить очередной винтик к адронному коллайдеру и сделать маленький шажок в будущее. А значит, Ване придется пойти работать на завод и точить тот самый винтик, потому что уважение общества для Вани важно точно так же, как и для всех остальных. Больше того, возможно, Ваня на этот завод пойдет с огромным удовольствием. Потому что он всю жизнь мечтал делать винтики, мечтал приносись обществу реальную, осязаемую пользу и получать за это от общества всякие ништяки. Но вынужден был сидеть в офисе и играть в эту дурацкую косынку, которая ему уже поперек горла сидела, просто потому, что в обществе потребления реальная польза всем фиолетова, а единственным ништяком является красный Феррари.

 

Коммунизм, помимо прочего, прекрасен тем, что он оптимизирует все социальные процессы. Все действия человека будут полезны для общества, поскольку именно польза для общества является целью работы каждого гражданина. И в этом нет никакого альтруизма, никакой утопии. Человек будет работать на общество и для общества из эгоизма. Исключительно ради себя, ради достижения простых и понятных целей. Им будут двигать те же самые желания, что и сегодня.

 

И человеку при коммунизме будет гораздо проще еще и потому, что он сможет заниматься любимым делом,  не оглядываясь на то, сколько денег оно приносит. Человек будет делать только то, что ему нравится. Потому что, когда занимаешься любимым делом, оно всегда получается лучше. А если оно получается лучше, то и обществу пользы больше. А значит, и статус в обществе выше. Сегодня же мы имеем ситуацию, когда человек вынужден заниматься тем, что ему совершенно не нравится исключительно ради денег. А учиться – ради диплома, а не потому, что ему это интересно. Коммунизм все эти проблемы объективно решает.

 

Итак, как мы видим, никаких проблем с мотивацией при коммунизм не будет. Мотивационная система останется той же. Боле того – она станет предельно органичной, так что даже человек, попавший в коммунистическое общество извне, сможет без проблем в нее встроиться. И, что самое главное, мотивационные механизмы коммунизма будут работать на интересы общества в целом. А не на интересы, хе-хе, буржуазии, что мы имеем  сомнительное счастье наблюдать сегодня.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 320 comments

Recent Posts from This Journal